×
Форус / Севастополь
г. Севастополь, ул. Кулакова, 57, офис 104
8-978-510-90-86
8-800-234-14-15

Работаем по графику: пн-пт 09:00-18:00.
X

Получить консультацию по телефону

Ваши фамилия и имя *
Телефон*
Согласие на обработку персональных данных
*
* - поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения

Минфин: расходы и меры господдержки из-за COVID-19 в бухучете

Минфин: расходы и меры господдержки из-за COVID-19 в бухучете
05.08.2020

Коронавирус продолжает вносить свои коррективы в работу бухгалтера. Как в бухгалтерском учёте отражать субсидии и расходы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, разъяснил Минфин России в письме от 15 июля 2020 года № ПЗ-14/2020. 

Расходы по обычным видам деятельности 

К таковым относятся затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ПБУ 10/99 "Расходы организации"). 

При этом по Трудовому кодексу одна из обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и нормальных условий труда, соответствующих государственным требованиям охраны труда, а также бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей. 

В связи с этим чиновники отмечают, что в качестве расходов по обычным видам деятельности организации подлежат учёту, в частности, следующие расходы на обеспечение защитных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции: 

  • на оплату услуг по проведению тестирования работников на наличие коронавирусной инфекции и иммунитет к ней; 

  • на оплату услуг по дезинфекции рабочих помещений; 

  • на оплату услуг по обеспечению связи с работниками, осуществляющими работу удалённо; 

  • на оплату услуг по доставке работников, осуществляющих работу на своих рабочих местах, до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. 

Если организация осуществляет защитные меры в связи с распространением новой коронавирусной инфекции полностью или частично собственными силами (без привлечения сторонних лиц), то такие расходы также нужно включить в состав расходов по обычным видам деятельности.

Что можно отнести на прочие расходы? 

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. 

К таким расходам можно отнести: 

  • заработная плата работникам за время нерабочих дней из-за коронавируса; 

  • оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с коронавирусной инфекцией; 

  • штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации;

  • расходы по несостоявшимся служебным командировкам работников организации (невозмещённая оплата проезда к месту командировки и обратно, бронирования гостиницы, услуг, др.); 

  • расходы, связанные с осуществлением мероприятий благотворительного характера, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекцией (перечисление денежных средств лицам, пострадавшим в связи с распространением новой коронавирусной инфекции; 

  • приобретение для медицинских учреждений специализированного оборудования и иного имущества для выявления и лечения новой коронавирусной инфекции; 

  • обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет, др.). 

Материально-производственные запасы 

Формирование в бухгалтерском учёте информации о приобретаемых МПЗ в связи с распространением коронавируса происходит в соответствии с ПБУ 5/01 "Учёт материально-производственных запасов". 

Такими запасами могут быть: 

  • средства индивидуальной защиты – маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны, др.); 

  • санитарно-гигиенический инвентарь и приспособления – дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы, др.; 

  • медицинские изделия для диагностики и лечения – аптечки, тесты, др.; 

  • дезинфицирующие средства (если такие объекты не подлежат бухгалтерскому учёту в качестве основных средств). 

Что отнести к основным средствам и нематериальным активам? 

Объектами ОС могут быть (ПБУ 6/01 "Учёт основных средств"):

  • медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование; 

  • приборы; 

  • приспособления. 

А нематериальными активами могут быть права на программные средства, закупка (создание) которых связана с условиями работы в сложной эпидемиологической ситуации. Условие: если такие объекты подлежат бухгалтерскому учёту в качестве нематериальных активов (ПБУ 14/2007 "Учёт нематериальных активов"). 

Как учесть субсидии? 

В соответствии с ПБУ 13/2000 "Учёт государственной помощи" организация принимает бюджетные средства к бухучету по мере фактического получения средств либо при наличии следующих условий: 

  • есть уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены; 

  • есть уверенность, что указанные средства будут получены. 

Бюджетные средства, принятые к учёту в соответствии с указанными условиями, отражаются как возникновение целевого финансирования текущих расходов и капитальных затрат. 

Как списать субсидию на текущие расходы 

Производят в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. Бюджетные средства, предоставленные на финансирование расходов, понесённых организацией в предыдущие отчётные периоды, относят на увеличение финансового результата. Если на момент получения субсидии часть расходов, на финансирование которых она предоставлена, ещё не осуществлены, неиспользованную сумму учитывают на счёте 86 "Целевое финансирование" до несения соответствующих расходов. 

Как списать субсидию на финансирование капитальных затрат 

Списание бюджетных средств на финансирование капитальных затрат производится: 

  • по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации,

  • или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации. 

При этом целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты организации. 

Некоммерческим организациям при формировании в учёте информации о госпомощи нужно руководствоваться Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций, утверждённой приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. В частности, описанием счета 86 "Целевое финансирование". 

Информацию о субсидиях организации должны раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах. А некоммерческие организации – в отчёте о целевом использовании средств. 

Как учитывать бюджетные кредиты? 

Бюджетные кредиты нужно отражать в бухучете в общем порядке, принятом для учёта заёмных средств. 

Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении определённых условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном ПБУ 13/2000 для учёта бюджетных средств. 

Освобождение от налогов 

Минфин также отмечает, что сумма, на которую организация освобождена от обязанности уплатить налог на прибыль за 2 квартал 2020, относят в уменьшение расхода по налогу на прибыль, признаваемого в соответствии с ПБУ 18/02 "Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций". 

Аналогичные суммы по другим налогам и страховым взносам относят в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99.


Источник: Бухгалтерия.ру


Возврат к списку

X

Заявка на Бесплатный месяц

Ваши фамилия и имя
Телефон*
Город
Согласие на обработку персональных данных
*
* - поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения